Архитектурные формы – дополнение к вашему саду.

Этот разделпосвящен архитектур­ным формам. Число видов архитектурных форм велико. Это и популярные беседки разных форм и конс­трукций, типовые или уникальные садовые ска­мейки, пока редко встречающиеся в российских частных садах скульптуры, выразительные вазо­ны и композиции в них. Для изготовления архитектурных форм могут при­меняться самые разные материалы: натуральный или искусственный камень, дерево, бетон, ме­талл, пластик.

Архитектурные формы - это неживые и художественно осмысленные эле­менты сада, причем слова «художественно ос­мысленные» в этом определении важнее всего. В данной статье мы рассмотрим архитектурные формы в виде скульптуры.

Архитектурные формы

Скульптура использовалась еще для украшения садов Древнего Рима. На виллах, частных заго­родных резиденциях императоров и богатых патрициев, где они отдыхали от важных госу­дарственных дел, красота природы соединялась с совершенными творениями человеческих рук. Именно это прекрасное сочетание природного ландшафта с архитектурными постройками, са­дово-парковой скульптурой, водоемами и руко­творными уголками природы сделало классичес­кие сады шедеврами.

Скульптура была неотъемлемым элементом регулярных парков прошлого, применялась она в садах и парках пейзажной планировки. С ее помощью часто задавали определенную тему всему саду в целом или какому-то его участку. Такая архитектура в парке рассказывала об античных героях, призывала следовать какой-либо добро­детели, увековечивала воинские победы.

Архитектурные формы

Надо сказать, что в формальном саду хоро­ши не только классические формы скульптур, вполне достойно и современно выглядят абстрактные фигуры на постаменте. В современных европейских садах, любые архитектурные формы выглядят актуально, начинают они проникать и в российские сады, делая их оригинальными и элегантными. Объединить произведение ис­кусства и сад непросто, это тоже искусство. Скульптура должна смотреться органично, она может являться главным визуальным акцентом в саду, быть приличных размеров и производить сильное впечатление, чаще ее размеры скромны, она занимает второстепенное положение, хотя непременно находится в гармонии с садовым ок­ружением. Архитектурные формы не только должны достав­лять удовольствие сами по себе как произведение искусства, важнее правильно вписать их в сад, усилив эстетическое впечатление от раститель­ной композиции.

Велико стилевое разнообразие скульпту­ры - от классических статуй до абстрактных композиций.

Архитектурные формы

Класические фигуры и статуи.

Такие статуи хороши не только в классических садах. В современном саду такая архитектура размеща­ется среди посадок, женская фигура, наполови­ну скрытая зеленью в укромном тенистом угол­ке, смотрится очень романтично.

Человеческая фигура из природного камня подойдет для большого сада. Для небольших садов лучше подбирать скульптуру меньшего размера. Многие владельцы любят украшать сады ангелочками с крылышками, так называ­емыми путти (по-итальянски putti - младенец), это излюбленный декоративный мотив эпохи Возрождения. Обнаженная изящная фигура купальщицы великолепно впишется в небольшое водное пространство, где она будет смотреться естественно.

Архитектурные формы

Попарно расположенные скульптуры, в том числе шары или вазоны, могут использоваться в качестве обрамления дорожек, лестниц и вхо­дов, делая их особенно выразительными.

Увитая розами арка или шпалера - самое подходящее обрамление для статуи ребенка или ангела. Розы и скульптуры вместе смотрятся иде­ально.

В затененных местах хороши скульптуры из светлого материала, как бы освещающие эти части сада.

Архитектурные формы

Уместно смотрится скульптура в проеме за перголой, установленная так, чтобы центральная ось перголы заканчивалась на каменном из­ваянии.

Любопытно выглядят в саду фрагменты старых архитектурных украшений, обломки колонн. Лучше разместить их на газоне или на мощении так, чтобы на них падала тень, от листвы придавая им пушистую таинственность.

Классические садовые вазы логично впи­сываются в растительные композиции или раз­мещаются на перекрестке мощеных дорожек. Они представляют интерес как садовые эле­менты сами по себе, даже без растений, посаженных в них. Они сделаны из натурального камня, иногда из бетона, покрытого каменной крошкой, цинка, бронзы, чугуна. Контейнеры и вазоны ставят вдоль лестниц, около дверей, в конце аллеи, по периметру террасы, их часто размещают на постаментах. Цвет их может быть натуральным, свойственным тому материалу, из которого они сделаны, если хочется окрасить их, выбирайте нейтральные тона, такие как серый, серо-голубой или темный бронзово-зеленый. Мелкая пластика, чаще всего изображения животных.

Архитектурные формы

Главное правило при выборе таких архитектурных форм - оригинальность художественного воплощения, излишне реалистичное изображение животно­го не всегда выглядит интересным, этого лучше избегать. Сегодня скульптура проникает во все уголки садового участка и украшает не только его парадную часть. Миниатюрных животных и птиц расставляют на газонах, клумбах, рядом с водоемами и внутри патио, делая это с учетом их природных особенностей: лягушки, аисты и утки хороши у пруда и ручья, кролики и овеч­ки - среди травы, кошка - на выступе стены или на подпорной стенке. Архитектурные формы помогают в расстановке акцентов. Они управляют движе­нием взгляда, их используют для выделения клю­чевых точек композиции, формирования ритма пейзажа. Помните, что неуместная в данном месте архитектурная форма нарушает гармонию зала, она должна не только радовать вас, но и украшать то место, где ее установили.

В современном малом саду скульптура чаще всего не доминанта сада, а просто приятный сюрприз, она прячется среди растений и откры­вается лишь внимательному глазу.

Архитектурные формы

Абстрактные композиции.

Абстрактная скульптура не изображает ничего конкретного, представляя собой композицию из линий, геометрических фигур и объемов, она воплощает в материале какую-то идею или фантазию художника. Многим нравятся именно такие работы, некоторые считают их в большей степени искусством, нежели все остальное.

Иногда скульптурные изображения стано­вятся идейной основой сада, они сами по себе представляют художественную ценность, а рас­тения и ландшафтные композиции являются всего лишь дополнением к ним. Такие сады на­зывают садами скульптур.

Концептуальность - отличительная черта авангардных садов, несомненно, определяющая характер скульптурных форм. Подобные изва­яния могут иметь разные размеры: быть совсем небольшими, высотой до 50 см, или гигантски­ми. Архитектурные формы различной высоты нужно рассматривать с разного расстояния: работу высотой 1 м лучше созерцать, отойдя на 2-3 м, а высо­той 2,5 м - уже на 6-10 м. Восприятие зависит и от цвета поверхности - чем она светлее, тем больше дистанция, с которой можно разглядеть ее детали и фактуру поверхности. Глянцевая поверх­ность фигур создает впечатление холодности, отстраненности от зрителя, матовые, шероховатые поверхности выглядят спокойнее и дружелюбнее.

Скульптуры для стилизации того или иного направления.

В саду японского стиля наряду с камнями, водой и хвойными растениями большое значение имеют архитектурные формы - пагоды, фонари, мос­ты, изгороди, скамьи, чайные домики, беседки. Вместе с растениями они создают гармоничный ансамбль, придавая саду атмосферу умиротво­ренности и тонкой красоты.

Каменные фонари, пожалуй, самый популяр­ный элемент российского сада в японском стиле. Изначально они были ритуальными предметами и располагались у статуи Будды, символизируя свет его учения, потом их стали ставить у входа в храм и по краям дорожек, ведущих к храму. Сейчас фонари стали едва ли не самым узнаваемым атрибутом японского сада, для непосвященных, в тайны этого сада, в обычном российском «неяпонском» саду они являются просто декоративным элемен­том, придающим индивидуальность его уголкам.

Время отточило формы японских фонарей, превратив в их оригинальную скульптуру, орга­нично вписывающуюся в садовые композиции. Если в вечернее или ночное время в них зажечь обыкновенную свечу, сквозь узорные прорези светильника будет пробиваться колеблющийся свет, освещая окружающие растения и камни. Если каменный фонарь подсветить боковым, нижним светом, это подчеркнет его рельеф и геометрию или создаст вокруг фо­наря мягкий ореол свечения, и мы получим со­вершенно другой эффект.

Любопытно смотрятся и пагоды, имевшие в традиционных японских садах не столько эсте­тическое, сколько сакральное значение, их распо­лагали только там, где предписывали строгие пра­вила, их форма и количество ярусов были жестко регламентированы. Вряд ли вы станете устраи­вать у себя аутентичный японский сад с пагодой. Это не только сложное искусство, но и филосо­фия, в это нужно глубоко погрузиться, но никто не может запретить, вам сделать некую абстрак­тную композицию из камней, навеянную воспоминаниями о том, что вы увидели, путешествуя по Японии или просто разглядывая иллюстрации к статье о классических японских садах.

Сказочные персонажи.

Архитектурные формы не редко воплощают сказочных персонажей, такая архитектура порадует в саду наших самых маленьких представителей сего мира! Да и мы слега немного попадём в сказку, немного отвлекшись от реальности!
 Архитектурные сказочные персонажи, могут быть, представлены из самых разных добрых Русских сказок. Фомы таких персонажей в нашем саду сделают нас на много добре чем, мы есть!

Машенька и медведь.

Представленные вашему вниманию архитектурные формы из одноименного мультипликационного фильма, пользуются огромной популярностью, как у взрослых, так и у детей. Каждому из нас, порою, хочется очутиться в волшебной детской сказке. Независимо от того, какой у вас возраст, архитектурные формы «Машенька и медведь», станут объектом всеобщего внимания. Теперь ваш сад приобретет новые краски и яркие эмоции. Будьте уверены, что то место, где вы установите эти архитектурные формы, станет центровым для фото и видеосъемки.

Олень.

Вы только взгляните на архитектурные формы могущественных, сильных персонажей нашего леса. Создается ощущение, что над их созданием поработали руки настоящего мастера. Здесь в каждом изгибе линий, в каждом переходе форм, видно могущество и власть, как самого персонажа, так и его хозяина. Это гордое животное станет центровым украшением вашего сада.

Лев.

Лев всегда считался царем зверей, настоящим королем леса. Архитектурные формы в виде льва станут оберегом для вашего дома. Теперь вы будете ощущать себя в безопасности, ведь у вас в саду поселится настоящий царь зверей. Кстати, создатели этого шедевра позаботились о том, чтобы скульптура производила одинаково незабываемое впечатление, как на взрослых, так и на детей.

Шары, камни, валуны и коряги.

Архитектурные формы – это воплощение не только изображения людей и животных, это и интересной формы камень на постаменте, необыкновенная коряга, кубы и шары из самых разных материалов, служащие украшением сада. Коряги и части стволов дере­вьев могут выглядеть необыкновенно эффектно, их формы причудливы, они гармонично смот­рятся в растительном окружении. Особенно хо­роши те, что взяты с берега моря, отполированы соленой водой и высушены ветрами, наверно, потому так хороши коряги в садах на берегу

Финского залива и в Прибалтике, но можно най­ти что-то подходящее и в подмосковном лесу.

Камни являются столь же полноправным эле­ментом ландшафта, что и растения, они могут служить кулисами и расставлять акценты. При­родный камень с потрясающим рисунком по­верхности в сочетании с двумя-тремя такими же составляют эффектную группу для оформления растительных композиций.

Шаровидная форма приковывает взгляд. Ка­менные шары усиливают впечатление от группы растений, их правильная геометрия контрасти­рует с произвольными растительными формами. Шары также могут быть выполнены не только из камня, но и из дерева и бетона, а также скру­чены из срезанных плетей девичьего винограда или хмеля, побегов клематиса. Их используют не только как акценты в композициях, но и для создания определенного ритма, обрамления пей­зажа, скамейки или входа.

Деревянные скульптуры.

Деревянные скульптуры вырезают из цельного ствола дерева, плетут из веток, собирают из суч­ков. В различных зонах сада уместны разные по характеру и настроению изделия. У входа в лесную часть сада можно поставить сучкова­тую скульптуру, напоминающую лесное живот­ное или сказочного персонажа. Детская пло­щадка - подходящее место для фигур зверей и героев сказок. Декоративный огород можно украсить, например, большой тыквой или фи­гурками домашних животных. Или, например избушка бабы-яги!

Архитектурные формы

Обиходные вещи в качестве скульптуры.

Основные правила размещения архитектурных форм.

Если вы решили украсить свой сад скульптурой, неплохо знать некоторые правила ее размещения.

Первое и основное - это соблюдение про­порций. Крупные скульптуры подходят для боль­шого сада, но это не значит, что в малом саду скульптуры должны быть маленького размера, мы украшаем сад, а не кукольный домик. Не го­дятся для сада комнатные украшения, здесь они просто теряются, в саду масштабы более крупные. Оригинальная садовая скульптура, подобранная со вкусом и удачно размещенная, придает достойный вид саду самой скромной площади. Важ­но правильно подобрать масштаб - скульптуры не должны быть слишком малы, тогда их просто не заметят, они не должны быть и чересчур ве­лики, чтобы не подавлять то, что расположено рядом. Крупные предметы сами бросятся в глаза.

Архитектурные формы

Чтобы привлечь внимание к небольшим, но ин­тересным вещам, разместите их на постаментах или колоннах. Применение садовой скульптуры в современном частном саду должно быть взве­шенным. Главное - не забывать о чувстве меры. Каждая деталь небольшого пространства должна быть уместной и соответствовать его масштабу. Садовая скульптура должна логично выглядеть рядом с деревьями и кустарниками, дорожками и площадками, садовыми строениями и водными элементами. Важен не только выбор скульптуры, но и место ее установки, нужно не просто укра­сить сад, но подчеркнуть и даже усилить эффект растительной или водной композиции.

Архитектурные формы в саду лучше размещать так, что­бы из одной точки был виден лишь один эле­мент украшения, не отвлекая внимание от дру­гого. Будет жаль, если тщательно подобранные украшения потеряются в общей массе. Скуль­птуры следует использовать скупо, чаще всего в небольшом саду достаточно одной, если же их несколько, располагайте их обособленно.

Архитектурные формы

Скульптуры должны вписаться в сад, жаль, когда средства тратятся на кич, одна пра­вильно поставленная скульптура как этот лев, создаст больший эффект, нежели множество мелких. Аксес­суары должны привлекать внимание к наиболее выигрышным уголкам сада. Простые украшения часто производят лучшее впечатление.

Скульптуры могут использоваться как фо­кусные точки в саду или для создания баланса, когда некая фигура, женская или детская, сто­ящая, сидящая или лежащая, уравновешивает массу растений с другой стороны сада.

Помещенные в начале дорожки, фигурки как бы приглашают погулять по ней.

Прежде чем устанавливать скульптурное изображение, подумайте о его уместности именно в этом месте, и если у вас есть хотя бы малейшие сомнения, откажитесь от этой идеи, нелепые или излишне вычурные скульптурные украшения дискредитируют сад.

Несколько скульптур могут задать тематику сада, разделить его на зоны или, наоборот, соб­рать в единое целое.

Размещая скульптуру, поиграйте с тенями и пятнами света. В гуще посадок всегда остаются части пространства, свободные от лист­вы. В зависимости от расположения солнца его лучи проникают сквозь эти «окна» и расстав­ляют то одни, то другие акценты - солнечное пятно медленно ползет по саду. Если свет упадет на скульптуру - она засияет, потом он сместит­ся - и изваяние спрячется в тень.

Романтическую скульптуру влюбленных раз­мещают в уединенном уголке сада, недоступном постороннему глазу, она станет приятным от­крытием для человека, гуляющего по саду.

Скульптура удачно разместится в конце ал­леи, где по мере приближения к ней все отчетли­вее проступают детали. Скрытая в зарослях, она явится взору внезапно. Если скульптура устанав­ливается у водоема или в его глубине, важно про­думать ее отражение.

Как и пейзаж, скульптура меняется в зависи­мости от времени суток, от того, идет ли дождь или светит солнце, впечатление от нее зависит и от сезона, так как меняется растительное ок­ружение, на фоне которого она смотрится, зри­тель осматривает ее с разных точек и с разного расстояния.

Автор статьи, Татьяна Шиканян.